Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Содержание, особенности любого профессионального рода деятельности определяются субъективными требованиями общества. Для преподавателя физкультуры они выражаются в целях физической подготовки учащихся – формировании здорового, физического совершенного, социально активного. Достижение целей осуществляется путем решения воспитательной, образовательной и оздоровительных задач. Цель и задачи реализуются в соответствующей структуре деятельности педагога. Только повышение профессионализма и мастерства учителя физической культуры в процессе педагогической деятельности позволят решить данные задачи и достичь поставленную цель.
Возникает проблемная ситуация: что необходимо учителю физической культуры, чтобы достичь профессионализма и мастерства в процессе педагогической деятельности.
Объект исследования – профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.
Предмет исследования - формирование профессионализма и мастерства учителя физической культуры в процессе педагогической деятельности.
Цель работы – изучение профессионализма и мастерства учителя физической культуры в процессе педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие профессионализма и мастерства в педагогической деятельности учителя физической культуры;
2. Рассмотреть особенности профессионализма и мастерства в педагогической деятельности учителя физической культуры;
3. Провести опрос среди учителей физической культуры по проблемному вопросу и проанализировать результаты.
Теоретические основы исследования:
- общенаучный системный подход (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Е.П.Ильин);
- психологическая теория деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В.);
- фундаментальные теоретические положения, которые разрабатываются в отечественной психологии развития (Божович Л.И., Выготский Л. С, Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Эльконин Д.Б. и др.)/
Экспериментальную базу исследования представляет комплекс взаимодополняемых методов:
- теоретический анализ, отражающих состояние, проблемы организации и деятельности учителя физической культуры;
- опрос;
- анализ и обобщение статистических данных.
Новизна исследования заключается в том, что профессионализм и мастерство в педагогической деятельности учителя физической культуры исследуется впервые на контингенте работающих педагогов в сельском муниципальном образовании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасенкова Е.Л., Васягина Н.Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 10–30.
2. Багаутдинов З. М. Концептуальная модель развития профессионализма учителя физической культуры // МНКО. 2015. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-razvitiya-professionalizma-uchitelya-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 08.05.2022).
3. Безматерных Т. А., Терещенко О. Ю. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-rost-uchitelya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve-proektirovanie-modeli-postroeniya-individualnoy-traektorii (дата обращения: 08.05.2022).
4. Быков, Н. Д. Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма / Н. Д. Быков, И. Г. Лебединская, Г. В. Хвалебо // Взгляд на современные технологические подходы и их компоненты в преподавании предмета «Физическая культура»: сб. науч. тр. XIII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. И. Евсеева и др. – Ростов н/Д., 2011. – Т. 2. – С. 316–331.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2008. 336 с.
6. Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18666/ (дата обращения: 08.05.2022).
7. Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18666/ (дата обращения: 08.05.2022).
8. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание»/ А.А. Трапезникова. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.: ил.
9. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация/ Е.П. Ильин. - СПб, Питер, 2000. – 512 с.
10. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.
11. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. Москва: Академия, 2004
12. Психология физической культуры и спорта: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Родионов и др.; под ред. А. В. Родионова. – М.: Академия, 2010. – 366 с.
13. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Юрайт, 2016. - 576 с.
14. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Методическое пособие. Издательство: Педагогическое общество России, 2011. - 448 с.
15. Сенаторова О. Ю., Чвякин В. А. Педагогическое мастерство современного педагога в структуре профессиональной компетентности // Педагогическое образование в России. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-sovremennogo-pedagoga-v-strukture-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 08.05.2022).
16. Соколова Л. Б., Дацковская Н. А. Личность учителя в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского // Вестник ОГУ. 2006. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-uchitelya-v-sisteme-razvivayuschego-obucheniya-k-d-ushinskogo (дата обращения: 08.05.2022).
17. Тринитатская, О.Г. Развитие профессиональной компетентности учителей в условиях инновационной школы [Текст]: учебное пособие / О.Г. Тринитатская, Л.Г. Захарова, А.В. Основин; под общ. ред. О.Г. Тринитатской. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. - 296 с.
18. Хайновская Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этапы её формирования // Сибирский педагогический журнал. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-uchitelya-urovni-i-etapy-eyo-formirovaniya (дата обращения: 08.05.2022).
19. Хало, П. В. Использование психотехник для развития сверхнормативных компетенций / П. В. Хало, О. Г. Бахтияров, В. П. Омельченко // Современные проблемы многоуровневого образования: сб. науч. тр. VI Международ. науч.-метод. симпозиум. – Ростов н/Д.: Изд-во ДГТУ, 2011. – С. 118–126.
20. Хлебунова, С.Ф. Управление организационными изменениями в школе в условиях новой стратегии образования [Текст]: учебное пособие / С.Ф. Хлебунова, С.В. Бочаров, Л.Г. Захарова, Г.А. Кислицына; под общ. ред. О.Г. Тринитатской. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. - 284 с.
21. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 476 с.
22. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей/ В.Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1982. - №5. - С.15-28.